Салфетки ручной работы- это небольшие детали интерьера, создающие особый уют. Раньше такие салфетки были в каждой семье,являясь предметомгордости и способом показать талант рукодельницы. И сейчас такие салфетки в современном исполнении всё ещё остаются актуальными и служат особой изюминкой, способной подчеркнуть оригинальность обстановки.


Дорониным Виктором Яковлевичем музею была подарена солдатская фляга периода Великой Отечественной Войны. Такая армейская фляга (в чехле) была у каждого солдата и входила с состав униформы. Изначально фляга окрашивалась в чёрный цвет, но с 1941 года было решено заменить чёрный на оливково - зелёный. 

История появления фляги уходит корнями в средние века, когда необходимо было сохранить жидкость всеми возможными способами. В те времена фляги делали из подручных материалов — дерево, свиные желудки, кожа животных, сшитая в виде мешка. Со временем фляги стали делать из стекла и металла, а пик использования таких приспособлений пришелся на 18 столетие. Военная экипировка тогда не предусматривала маленьких сосудов, да и фляги в том виде, который известен сейчас, были слишком дорогим удовольствием для военных. Небольшие металлические фляжки с гербами дарили и получали в подарок люди высших сословий. Больше всего ценились фляги из серебра — считалось, что благородный металл насыщает жидкость целебными свойствами. 

Как ни печально, но слово «фляга» стало известно всему миру именно во времена ВОВ. Военная амуниция СССР предусматривала наличие фляги у каждого служащего, а врачам часто выдавали по две штуки или один большой сосуд (стандартный размер равен 0,75 литра). Фляги изготавливались по единому образцу — из алюминия в овальной форме, весом около двухсот грамм. Крышка крепилась к резервуару при помощи цепочки. 

Характеристики:

фляга крашеная (хаки),

объем 0,75 л.,

вес 200 гр.,

изготовлена из пищевого алюминия,

имеет анатомическую форму (удобна при ношении на ремне),

комплектуется стандартным чехлом, можно также приобрести чехол-термос.

Достоинства:

  • можно наливать кипяток сразу «с костра»,
  • возможность кипячения воды на костре непосредственно в фляжке,
  • используя чехол-термос жидкость остаётся горячей или холодной продолжительное время,
  • поскольку алюминий имеет высокую теплопроводность, то фляга позволяет быстро остудить кипяток (к примеру положив флягу с кипятком в ручей),
  • прочная (если не учитывать вмятины),
  • долговечна.

Недостатки:

  • при ударе или неаккуратном обращении мнётся,

при покупке имеется неприятный запах (запах устраним)

 


Сотрудник музея Жданова Татьяна Артемовна передала в дар электрический самовар, приобретённый ей в Белогорском магазине "Хозтовары" в 1990-х гг.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров -  керосиновые, электрические и пр.

Приборы такого типа давно были известны в разных странах мира, в том числе и в Китае. Поэтому считать Россию родиной самовара – не совсем верно. Так, китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати») имели все основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны в Иране. Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города Бельджамен; ныне - Дубовка). По всей видимости, он был булгарского (домонгольского) производства. Китайские самовары практически без никаких конструктивных изменений дошли до наших дней и стали производиться в России.

В России горячая вода стала использоваться для чая по мере распространения его потребления. До сих пор можно встретить в различных источниках повторение старой легенды, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра.

Первые документально зафиксированные самовары, произведенные в Туле, появились в конце восемнадцатого века. Первые мастера были браться Лисицыны, которые получили небольшое производство от отца, занимавшегося производством различных изделий из меди. Самовары Лисицыных отличаются разнообразием – крученые, толстые, яйцевидные, с краниками-дельфинами. В тульском музее имеются подобные старейшие самовары. Также не менее известны тульские производители Ломовы, выпускавшие в год более тысячи самоваров.

Из Тулы самовары расходились по всей России. Сначала их везли на лошадях, а затем по реке Оке везли их до самых крайних точек страны по всем рекам. Интересно, что цена самовара в те времена во многом зависела от его веса.

Нельзя сказать, что тульские самовары производили только в городе Туле. Очень много окрестных деревень в радиусе 40 километров также специализировались на этом промысле. Часто деревня просто получала заказ от фабриканта на изготовление какой-нибудь одной самоварной части, поэтому неудивительно, что в итоге самовар мог иметь различные клейма на всех частях. 
В конце девятнадцатого века на смену ручному труду приходит машинный, но в производстве самоваров ценился именно ручной труд, так как выполнить с помощью машин все характерные самоварные черты было невозможно. Рост объемов производства способствовал тому, что цена на самовар стала снижаться, что сделало его популярным среди не самого обеспеченного народа.

До наших дней в основном дошли самовары, сделанные в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Конечно, они не совсем похожи на своих первых собратьев, вобрав в себя черты стандарта, но именно они прославили на весь мир тульский самовар.

В в 1990 году в Туле на улице Менделеевская у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары». В парк-отеле «Грумант» Щекинского района Тульской области экспонируется частная антикварная коллекция самоваров (различных эпох, фабрик и географии) Михаила Борщева. В коллекции свыше 500 экспонатов. С середины 1990-х массово выходят из употребления электрические самовары, которые вытеснены дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды, в основном китайского производства. С 2005 г. При Тульском патронном заводе вновь создан участок производства самоваров. Участок ориентирован на штучный выпуск жаровых самоваров в авторском эксклюзи́вном исполнении, с соблюдением ремесленных традиций. Самовары выпускаются в виде комплекта с подносом и трубой. 

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Каждый самовар состоит из перечисленных ниже частей:

 

  • Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
  • Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
  • Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
  • Шейка (низ самовара)
  • Поддон (основание самовара)
  • Ручки
  • Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
  • Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
  • Конусный кран
  • Донышко
  • Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
  • Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
  • Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
  • Тушилка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, который надевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.

 


В январе 2014 года в дар музею поступили монеты разных стран мира, которые пополнили музейную коллекцию Нумизматика.

Даритель Максименко А.С. получил коллекцию от деда Максименко Фёдора Семёновича, который занимался нумизматикой и собирал монеты на протяжении нескольких лет. Александр Сергеевич не увлёкся нумизматикой, поэтому решил передать монеты в коллекцию Белогорского краеведческого музея.


      
 
                    
 
Шкатулка с открытками была передана в музей Давыденко Любовью Аркадьевной. Шкатулка досталась ей от свекрови Давыденко Валентины Кирилловны, 1920 г. р., которая была баптисткой.  Такие шкатулки с открытками привозились паломниками со Святой Земли.
        Время создания данных предметов:  конец ХIХ - начало ХХ века.
        Место создания:предположительно Израиль.
        Шкатулка с линзой пополнила отдел  этнографии и быта, а открытки – отдел специальных исторических источников музея.

Новое

Задай вопрос!
Анкета для посетителей
© 2019 Белогорский краеведческий музей имени Н.Г.Ельченинова. Все права защищены.
Рейтинг@Mail.ru